40 лет в 9-метровой комнате в общаге: 70-летняя пенсионерка из Уфы просит СМИ о помощи
Общий санузел с тремя кабинками и двумя эмалированными рукомойниками. Общая «прачечная» с тазиками и веревками для белья под потолком. Общий душ — в строго отведенное время трижды в неделю. Для личного пользования только комната на 9 квадратов — это не намного больше «одиночки» в российской тюрьме.
Последняя надежда Валеевой — СМИ. Свою историю она рассказала журналистам телевидения Башкортостана, а также через адвоката вышла на издание «Региональный аспект».
Комнату в студенческом общежитии Фанюза Валеева получила в 1984-м, когда устроилась лаборанткой в Уфимское медучилище (ныне колледж). В 1985-м у нее родился сын. В 1988-м одинокую молодую маму поставили на учет как нуждающуюся в жилье: сначала в «общий» список, позже — в «приоритетный», для льготников, где она оказалась первой в очереди на квартиру.
Валееву уволили в 2011-м — сократили штат. Она считает, что из личной неприязни, ведь других лаборантов пенсионного возраста не тронули.
За время работы Фанюзы в колледже квартиры получили, по ее данным, минимум 13 сотрудников — имеющих жилплощадь, но нуждающихся в ее увеличении, а также вовсе не нуждающихся. Например, один из руководителей учебного заведения «прописался» в общежитии, получил минимум две квартиры, а позже их приватизировал и продал (подтверждающие документы имеются в распоряжении редакции). Общую стоимость 14 квартир, о которых известно пенсионерке, ее адвокат Рамиль Гизатуллин оценивает в сумму свыше 30 миллионов рублей.
Фанюза Хазиевна жалуется в надзорные органы и судится с 2000 года почти непрерывно. Но прокуратура в ходе проверок нарушений не находит: мол, жилье другим сотрудникам выдавали в тот период, когда заявительница в очереди не состояла. Суд же встал на ее сторону только в части регистрации по месту фактического проживания и отказа по искам колледжа о выселении Валеевых из студенческого общежития.
Как пояснила «Региональному аспекту» сама пенсионерка, ее исключали из списков по месту работы дважды, и каждый раз ровно перед очередным распределением жилья.
С 2008 года Фанюза Валеева состоит на учете нуждающихся в муниципальных списках. За минувшие годы ее очередь продвинулась с 1174 до 432 места. Нетрудно подсчитать, что при прежних темпах первой она станет лет через 9–10. Последние несколько лет Валеева добивается признания за ней права состоять в льготной очереди в муниципалитете, но и тут безуспешно: прокуратура ссылается на старые решения судов, суды — на результаты прокурорских проверок.
При этом, отмечает адвокат Гизатуллин, надзорный орган упускает из вида коррупционную составляющую при распределении жилья от колледжа. А ведь в одном из решений суда (также имеется в распоряжении редакции) прямо указано:
«… ответчик [колледж] обязан был поставить Валееву на учет нуждающихся с включением в список лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений <…> Валеева подлежит восстановлению на учете нуждающихся со дня подачи заявления — с 22 марта 1988 года», — то есть суд фактически установил незаконность исключения женщины из очереди по месту работы.
31 октября Конституционный суд Российской Федерации отменил ограничения по срокам исковой давности в делах о коррупции — в случаях, когда речь идет о конфискации имущества в пользу государства.
«У колледжа была возможность предоставить Валеевой жилье, ведь квартиры получали даже те сотрудники колледжа, кому было где жить. Такие действия руководства можно квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями. А приобретение и последующая продажа квартир руководителем учебного заведения — как присвоение и растрату», — прокомментировал Гизатуллин.
Тем временем проживание пенсионерки и взрослого сына в 9-метровой комнатушке стало практически невозможным. 39-летний Рустем страдает псориазом с 80% поражения тела, в моменты обострения он покрывается язвами полностью. Мужчине требуется особый режим гигиены, который невозможно соблюдать при ограничениях общежития. Мать уступила ему кровать, а сама устраивается на ночь в раскладном кресле. Из другой мебели в комнате только холодильник.
После всех судебных тяжб ответ руководства колледжа, который теперь, конечно, уже не может «решить проблему» Фанюзы Валеевой, звучит как насмешка:
«Мы существуем в рамках договорных отношений и не имеем к ней никаких претензий», — так ответила заместитель директора медколледжа Татьяна Гайнуллина журналистам местного ТВ.
Остается надежда на Совет по правам человека при главе Республики Башкортостан, руководительница которого Зульфия Гайсина пообещала направить запросы в правоохранительные органы и мэрию — чтобы уточнить информацию.