«В полиции ему сказали: или садишься на десять лет, или идешь на СВО»
Военнослужащий с умственной отсталостью подписал контракт несмотря на справки, подтверждающие его состояние здоровья. В учебной части над ним издевались и избивали. Он бежал, но был возвращен обратно и отправлен в Украину.
Об этом журналисту «Регионального аспекта» рассказала мать военнослужащего Ольга Вахрушева. Ее сын, Алексей Вахрушев, сейчас находится в бегах.
Алексей жил в селе Черновское Большесосновского района Пермского края. В августе прошлого года его обвинили в краже продуктов у соседей. По словам матери, при обыске ничего не нашли. Вскоре после этого Алексей подписал контракт на военную службу.

«В полиции ему сказали: или садишься на десять лет, или идешь на СВО. Разве дают за кражу такой срок? Всё произошло за считанные дни — мы даже не успели нанять адвоката», — говорит Ольга.
У Алексея диагностирована легкая умственная отсталость (олигофрения в легкой степени). Он пожизненно состоит на психиатрическом учете, окончил коррекционную школу по программе для детей с особенностями развития (VIII вид). Все медицинские справки есть в распоряжении редакции.

Ранее Вахрушев был признан ограниченно годным к службе по категории «В». Он состоял в запасе и подлежал призыву только в условиях всеобщей мобилизации. При этом, согласно медицинским рекомендациям, мог быть направлен исключительно в тыловые или санитарные подразделения, без участия в боевых действиях.
Из медицинского заключения, предоставленного при постановке на воинский учет:
«Мышление конкретное, суждения легковесные, наивные. Таблицу умножения не знает, за календарной датой не следит, внимание неустойчивое, смысл пословиц объяснить не может, объем общеобразовательных знаний крайне ограничен, эмоционально незрел…»

«Ему 22 года, а по уровню развития он ребенок. Что такое война — не понимал. Ему это казалось приключением. Мы уговаривали его отказаться от службы, и в военкомате Большой Сосновы ему отказали в подписании контракта. Там знали про его диагноз. Но его направили в Пермь и там документы оформили», — говорит Ольга.
После этого Алексея отправили в учебный центр в Челябинской области. Сначала он звонил матери и уверял, что всё в порядке, но вскоре признался, что его бьют и унижают. По словам матери, сына выгоняли из укрытия по ночам, унижали, избивали и угрожали изнасилованием.
«Он говорил, что не может спать: его выгоняли из блиндажа, обзывали, над ним издевались. Один из военнослужащих угрожал его изнасиловать. Он присылал Алексею сообщения, я их видела (скриншоты сообщений есть в распоряжении редакции). Алексей пожаловался командиру. Он подошел к нему в тот момент, когда говорил по телефону со мной. А командир ответил: „Я тебя сейчас сам вы***бу“. Я лично слышала это по телефону», — рассказывает Ольга Вахрушева.
Не выдержав издевательств, осенью 2024 года Алексей сбежал из учебной части. В Екатеринбурге попал в работный дом, но спустя время добрался до родного села. Ольга рассказывает, что Алексей вернулся больным, с температурой и без вещей. Дома он подробно рассказал о происходившем. Ольга Вахрушева обратилась в государственные инстанции и направила жалобу на сайт военной прокуратуры в Москве. Надеялась, что в деле Алексея разберутся.
Уже вечером к Алексею приехал бывший участковый. Он уверял, что пока будет проводиться расследование, Алексей сможет находиться дома. Но на следующий день его забрали представители военной прокуратуры и увезли в неизвестном направлении, вопросов никаких не задавали. Вскоре он позвонил матери из зоны боевых действий на территории Украины. Там, по словам Вахрушевой, насилие продолжилось: «У него выбита половина зубов. Я видела через приложение Сбербанк Онлайн, что он регулярно переводил деньги с зарплаты каким-то мужчинам. В начале февраля на его счету оказалось 400 тысяч — вероятно, это была единовременная выплата, после чего карту заблокировали».
В феврале Алексей сообщил матери, что на какое-то время связь прервется — их отправляли на боевое задание. После этого он пропал. По словам Ольги, она пыталась узнать его местонахождение через сослуживцев. 11 марта ей сказали, что Алексей пытался сбежать, его поймали и посадили в «яму». Через неделю он все-таки вышел на связь с матерью и рассказал, что произошло.
«Один из солдат начал стрелять в него в упор, проверяя бронежилет. Алексей попытался убежать. Его поймали и жестоко избили — били по почкам, печени, животу. Облили соляркой и угрожали сжечь. Говорили, что могила для него уже готова. Издевательства продолжались несколько дней. Но однажды он снова сумел сбежать», — говорит Ольга. Позже ей позвонил один из командиров. Он кричал, угрожал ей, оскорблял и сообщил, что ее сын — дезертир.
Сейчас Алексей в бегах, в часть не возвращается. Новых издевательств ему уже не вынести.
Ольга направила обращения во все возможные инстанции. Накануне она побывала на приеме у специалистов аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, после чего ее направили в отделение Красного Креста. Но там помочь не смогли.
«Я прошу о помощи — пусть судят его, но здесь, с соблюдением закона. Пусть обеспечат ему безопасность. Иначе его просто убьют как свидетеля и потерпевшего по этим преступлениям. Я не переживу потери еще одного ребенка».
Шесть лет назад Ольга уже пережила трагедию: ее 19-летнюю дочь, Викторию Вахрушеву, жестоко убил житель Соликамска Евгений Четвертаков. Убийство произошло в конце 2018 года. Виктория работала в Соликамске официанткой, с Четвертаковым познакомилась в интернете. В материалах суда, которые изучил «Региональный Аспект», есть информация о том, что Четвертаков нанес своей жертве «не менее десяти ударов клинком ножа в жизненно-важные области тела».

Нашли останки Вики только в мае. Все это время ее мама, Ольга Вахрушева, надеялась на чудо. Вика стала не единственной жертвой Четвертакова. Таким же образом убийца расправился и с девушкой, которая также фигурирует в материалах суда, — сначала познакомился с ней в интернете, а позже убил, нанеся ей, как следует из материалов дела, «не менее 9 колото-резаных ранений груди».
В 2020 году суд приговорил Четвертакова к пожизненному заключению, однако позже кассация заменила ему наказание на 19 лет лишения свободы. Убийца выплачивал Ольге Вахрушевой компенсацию за моральный ущерб, ежемесячно она получала из колонии платеж — 90 рублей. В какой-то момент выплаты прекратились. Ольга Вахрушева подозревает, что убийца ее дочери подписал контракт и отправился на СВО…