Минюст приравнял наклеенную на автомобиль шахаду – исламский символ веры – к оправданию терроризма
Шахада – это фраза, в котором говорящий признает Аллаха и Мухамеда. Она считается одним из пяти столпов ислама и изображается чрезвычайно часто, например, на флаге Саудовской Аравии. Решение Минюста связано с делом подзащитного адвоката Калоя Ахильгова: молодого человека из Чечни обвиняют в оправдании терроризма на основании репоста ролика с талибами и наклейки с шахадой на стекле автомобиля.
При первом рассмотрении шахада не вызвала вопросов у экспертов, но после того как «Талибан» был удален из списка террористов, эксперты решили признать шахаду террористической символикой. Ахильгов считает, что это был повод оставить чеченца в СИЗО.
Юрист и социолог Расул Абдулхаликов отметил, что в законодательстве есть прямой запрет на признание цитат из Корана и Библии экстремистскими (статья 3.1 закона «О противодействии экстремизму»). Норма была введена в 2015 году. Тогда федеральный суд признал экстремистской некоторую исламскую литературу. Разразился скандал, на который была вынуждена реагировать администрация президента и он сам лично.
Как видно по ситуации с подзащитным Ахильгова, даже после закона 2015 года практика отчасти сохранилась.
«Конвейер по наполнению реестра запрещенных материалов и увеличению количества исламских экстремистов — это не столько проявление исламофобии, сколько следствие низкого качества работы и особенностей оценки эффективности следствия и правосудия. Мусульмане тут лишь одна из уязвимых категорий. Следователь действует именно так, чтобы любой ценой довести до суда возбужденное дело, потому что только это – его показатель эффективности» — говорит Абдулхаликов.