«Покажите, что наша страна может делать не только ракеты!»
В России хотят повысить утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Эксперты считают, что это обрушит авторынок в стране. А граждане — что их обворовывают
Минпромторг выпустил новый законопроект: резко вырастет утилизационный сбор на импортные автомобили. Повышение планировали уже с 1 ноября, но после возмущений и протестов решили отложить — но всего на месяц. За привозной автомобиль теперь придется заплатить сверху почти полную его стоимость от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей. При этом самих утилизационных заводов в России нет. Протесты против повышения прошли в Приморье и Новосибирске, интересовались организацией митингов и у других городах: чего ждут жители регионов и как планы министерства скажутся на кошельках россиян — выяснял в Приморском крае «Региональный аспект».

Кому они нужны?
Владивосток долгие годы был автомобильной столицей Дальнего Востока и России — именно сюда стекаются все привозные японские автомобили, которые, как говорят дальневосточники, они ни на что не променяют. Только в первом полугодии 2025 года через приморскую столицу ввезли более 137 тысяч автомобилей из Японии, Кореи и Китая. После новостей о грядущем повышении утильсбора, таможня сообщила о росте импорта на 24% всего за две недели октября, по сравнению с тем же периодом сентября — в регион на ввоз оформили 17,5 тысяч машин.

Встретить в городе российское авто — редкость. Жители ездят в основном на «Тойотах», «Ниссанах» и других марках, которые хорошо зарекомендовали себя в дальневосточном климате. Таксисты — на Toyota Prius, Hyundai Solaris и других подобных марках.
С 1993 года в городе работает авторынок «Зеленый угол». Когда-то на нем стояли около 5000 машин на продажу. Но в конце 2023 года его попытались ликвидировать: несколько участков передали Музею истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева как объекты культурного наследия. Сам авторынок разместился на бывшем саперном редуте, его и планировали расчистить и восстановить как часть Владивостокской крепости.
Этой осенью, под холодным октябрьским дождем даже не видно продавцов. Машины мокнут под ливнем, а немногие владельцы точек прячутся в вагончиках, никаких хороших изменений от повышения утильсбора они не ждут. Никаких работ на редуте, к слову, тоже не замечено, но машин значительно меньше, чем раньше. Сначала бизнес подкосили санкции, а теперь — грядущее повышение утильсбора. Продавцы говорят, что распродают, то, что осталось, и уезжают куда подальше.

— Утильсбор добьет Дальний Восток, — категорично заявляет нам продавец Андрей лет сорока на одной из площадок. Он расположился на одинокой табуретке в полупустом контейнере, приспособленном под склад, и сосредоточенно курит. Серый свитер и руки измазаны маслом — видно, что всем он занимается сам. У него на продаже литье, шины, несколько автомобилей. — Раньше вся Россия сюда деньги везла, машины куда только не отправляли. А сейчас нет такого, они уже добили нас, а новым повышением уничтожат.
— А российские машины кто-то продает здесь?
— Да кому нужен этот кусок металлолома? Дураков нет покупать его.
Андрей считает, что на регионе просто поставили крест, убили то, что приносило деньги. Сейчас люди в долгах по ипотеке, которые не могут выплатить: работы нет.
— Вариант один сейчас — уехать в один конец [на войну]. И дети потом, уже не ты, закроют твои долги. Так что нечего тут смотреть. У меня знакомые здесь стояли, все последнее продали и улетели в Таиланд, там машины теперь в аренду сдают. Здесь делать нечего, у нас в России делают все, чтобы не дать людям спокойно работать.
На азиатское направление смотрят и другие продавцы — в городе даже попадаются авто с рекламой аренды автомобилей на разных курортах Таиланда и Китая. Как считает Андрей, там, в Таиланде, властям «даже в голову такая чушь не придет, как утильсбор».
Два года назад, после того как ввели первые санкции против России был запрет на ввоз автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра, гибридов, электрокаров, но в 2024 году запрет немного ослабили. Тогда продавцы начали работать с китайскими машинами. Но в них отмечали много недоработок, не такую надежность как в японских авто. Да и простым продавцам с ними работать оказалось сложно: ввозом стали заниматься китайские дилеры самостоятельно и на рынке китайских автомобилей пока единицы.
— Ну нафиг сейчас здесь с какими-то утилями, санкциями, что-то пытаться таскать, обходить какие-то запреты, пытаться что-то продавать. Работать по каким-то серым схемам и ждать, когда за тобой придут. Я решил — всё. Последнее сливаю и больше ничего не буду везти, встаю на лыжи — в Таиланд тот же. На России можно ставить жирный такой крест, — говорит продавец.
Советский Союз 2.0
Автомобильный эксперт, журналист Александр Гусаров разделяет пессимистичный настрой продавцов владивостокского рынка. Кроме того, повышение отразится в первую очередь на простых людях, считает он.
— Это повышение — не плановое. Из-за него привилегии — купить автомобиль — лишатся все граждане страны. Цены повысятся на все машины. Это означает полное обрушение рынка, банкротство дилеров, кучу безработных сотрудников, — говорит эксперт «Региональному аспекту».
То, что повышение не должно сильно отразиться на автомобилях мощностью до 160 л.с., по мнению Гусарова, просто слова.

— Вот я смотрю таблицу. Утильсбор для автомобиля до 80 л.с., выпущенного не позднее трех лет назад, составит больше 600 тысяч рублей. Если машина старше — то уже нужно будет платить 1,1 млн рублей. Современные гибридные авто могут выдавать мощность больше 280 л.с. — и это уже ставка до 3 млн рублей. То есть представляете, вы ввозите например «Хёндэ», средний какой-то, и заплатить за него нужно будет еще 1,5 млн рублей и больше! Почти столько же, сколько стоила сама машина. Сейчас нужно платить 3400 рублей за машину до 3 лет и 5200 рублей за более старое авто. Вот если, например, я покупал «Роллс-Ройс»и платил за него 40-50 млн рублей, то для меня это повышение такое — ну заплачу теперь 60 млн рублей. Так что пострадает более массовый потребитель, для которого полтора миллиона рублей — это огромные деньги, и их надо будет отдавать еще сверху, — объясняет Гусаров.
Он уверен, что с помощью утильсбора власти будут поддерживать продукцию российских автомобильных заводов. И на их продукцию цены взлетят, уверен Гусаров.
— АвтоВАЗ находится вообще в исключительных условиях: он с одной стороны выплачивает сам утильсбор, а потом в зависимости от локализации моделей государство ему возвращает эти взносы. В общем, просто перекладывают деньги из одного кармана в другой. Но выгодно это не только ему, но еще и Камскому автозаводу: они как раз собрались выпускать на рынок свой автомобиль «Атом», больше похожий на хозяйственную сумку, но с ценой как у «Теслы». Это выгодно «Моторинвесту» в Липецкой области, они собирают две марки, российскому бренду «Тенет». Но на их продукцию цены также вырастут, — продолжает эксперт.
С 2022 года цены на авто выросли почти вдвое. При этом обеспечить страну автомобилями российские заводы не могут. В год, объясняет Гусаров, они могут производить около 200-300 машин.
— Но на АвтоВАЗе введена четырехдневная рабочая неделя, дикие сокращения. Так что расчетная мощность завода в 900 автомобилей в год — сейчас это невозможно. Закрыть все дыры не получится. Да и если бы «Лада» стоила около миллиона, покупатель бы еще нашелся. А с повышением она будет строить под два миллиона, и даже те, кто мог бы ее купить, уже не станут, скорее всего. Так что у нас будет Советский Союз. Только тогда автомобили вроде как производились, но ты их купить не мог —приходилось стоять в очереди. Сейчас они вроде как будут производиться, только купить их уже никто не сможет из-за цены. Такой, Советский Союз 2.0.
При этом заводов, где утилизировали бы автомобили в России нет, а сбор на это ввели еще в 2012 году.
— Так просто закрываются дыры в бюджете, — уверен Гусаров. — Ни один утилизационный завод не был построен и ни одно авто на нем не утилизировано за эти годы. Позитива я, к сожалению, не вижу. Рынок оголится, он будет пустой. Продавать будет нечего. Либо будут продавать, но за такие деньги, что люди просто не смогут себе позволить.
Я патриот, но не идиот

Отреагировали на новости и автомобилисты в Приморье. Для многих из них новости об утильсборе грянули как гром среди ясного неба. После возмущений в соцсетях двое депутатов решили организовать митинг. Получилось, но не с первого раза: власти требовали обеспечить санитарные меры.
— Нам из-за отсутствия веника дали такое «завуалированное несогласование». Но мы все эти недочеты устранили, и когда я приходил подписывать, они были нерадостные какие-то, но отказать уже не было оснований. Так что в других городах все зависит от организаторов, — рассказал «Региональному аспекту» Александр Сустов, депутат Заксобрания Приморья и организатор митинга.
Организаторы пошли на хитрость и согласовали мероприятие на чуть меньшее число человек — 498 вместо 500 — тогда санитарные меры не нужны.
— Вообще эта площадка (в сквере у Дома Молодежи — прим.ред.) — это так называемый гайд-парк, здесь согласование вообще не требуется. Но вы знаете, как сейчас. Мы решили перестраховаться и согласовать митинг, — говорит Сустов.

Силовиков на митинге было достаточно: они окружили маленькую площадку заграждениями, установили металлоискатели. Вокруг митингующих бродили и наблюдали люди в штатском — очень похожие на специалистов из центра «Э». Но в целом все прошло спокойно, никаких задержаний не последовало.
Зато у выступающих эмоции кипели. Но практически каждый выступавший время от времени обязательно напоминал: это не антиправительственное выступление, собравшиеся поддерживают Путина, не протестуют против войны. А некоторые — в духе времени — поминали добрым словом и Сталина.
— Я никогда не ходил на митинги Навального, кого-то еще. Я за Россию, я понимаю, что наша страна сейчас не в простой истории, геополитической, экономической, мы на острие. Но я за Верховного Главнокомандующего, а он на ВЭФ говорил, что нам не нужен протекционизм. А это ведь чистой воды!

— Покажите нам, что у нас великая страна, которая может делать не только танки и ракеты, но и качественные автомобили!
— Я реально хотел бы с радостью ездить на нашем русском автомобиле, который сделан в России и сделан качественно, чтобы он был надежным как «Тойота», дешевым как китайский автомобиль и шикарным как «Мерседес». Я хочу проехать двести тысяч километров и выйти из машины, в которой ничего не сломалось. Я думаю нам нужно требовать уволить министра [промышленности и торговли Антонa] Алиханова . Потому что никаких заводов нет, утильсбор идет куда-то в другое русло. Нужно расследование проводить! Поставить нового министра и дать ему три года или пятилетку, как это делал когда-то великий товарищ Сталин. И будет у нас качественный автопром!
— Я многодетный отец, я хочу безопасно перевозить свою семью. А теперь автобус для семьи вместо 700 тысяч будет стоит под два миллиона. А ничего альтернативного мне государство не предложило абсолютно, ГАЗель что ли брать?

Выступающие также вспомнили, что в минпромторге объясняли повышение тем, что не могут контролировать — для личных нужд везет человек авто или на продажу: «Вы признаете, что таможенная служба не работает? Так при чем здесь мы?!»
С выступающими согласен и бывший депутат, общественник и журналист Геннадий Шульга.
— Утильсбор — это заградительная пошлина, которая якобы должна поддержать наш автопром. Но она уже больше десяти лет существует, за это время можно было такой автопром сделать! Но наши производители не смогли ничего на рынок вывести, чтобы заинтересовало покупателя. Так это, значит, вопрос не к нам, гражданам, которые должны будут оплачивать их убытки, а к ним самим. У меня машина 2010 года, ей 15 лет, она японская. В ней есть все навороты, которых нету в новых российских машинах: всяких стеклоподъемников, кондиционеров, камер заднего вида ни в одной даже топовой комплектации российской машины этого нет, — говорит нам Шульга.
В резолюции, которая на митинге и после собрала 740 подписей, протестующие потребовали отменить повышение утильсбора, обеспечить прозрачное его формирование и расходование, «чтобы исключить случаи узаконенного грабежа автомобилистов и граждан». Они потребовали обеспечить развитие российского автопрома и современной инфраструктуры по утилизации автомобилей не за счет простых граждан, а с помощью здоровой конкуренции. А для решения бюджетных проблем — обратиться к представителям бизнеса.

Александр Сустов в разговоре с «Региональным аспектом» отметил, что ожидал большего числа людей.
— Но все равно это хорошо. Одно дело сидеть дома в тёплом кресле, попивая кофе и писать комментарии, а другое действительно прийти сюда, в эту не очень тёплую погоду, взять плакаты, да еще и выступить! — похвалил собравшихся депутат.
Он также добавил, что к нему по поводу организации митинга обращались из — там подали уведомление на 19 октября, но еще не получили ответ. Планировали протестовать против утильсбора в Омске. В тот же день 11 октября прошел пикет в Новосибирске. В Хабаровске, Петропавловске-Камчатском и Омске митинги не разрешили.

Сейчас подписи, собранные на митинге, направили в правительство России. И организаторы думают проводить еще протесты: в опросе больше 50% человек проголосовало за новые акции. Несмотря на озвученную чиновниками отсрочку на месяц с введением повышенного утильсбора люди продолжают считать инициативу грабительской, но больше протестов не организуют.


